Интервью с Маркусом и Карен Хилтон
Рут Гледхилл для Dancesport UK
Перевод с английского

В прошлом году, после более чем двадцатилетнего совместного танцевания, легендарные Маркус и Карен Хилтон поставили на полочку свои туфли к великому сожалению всех почитателей танцевального спорта. Во время прощального показательного выступления в Блэкпуле в мае 1999 у многих профессиональных танцоров на глаза навернулись слезы. Зная, что они уже никогда не выйдут соревноваться перед судьями, им удалось станцевать так, что один из профессионалов назвал это выступление самым совершенным владением ног, когда-либо виденных им. Очень жаль, но по всей видимости, эта пара уже не сделает попыток вернуться на паркет.

Они признаются, что совершенно не скучают по соревнованиям, и рады уменьшению колчиества стрессов, возникающих при подготовке к крупным турнирам, хорошо знакомых каждому конкурсному танцору. Но глубоко ошибаются те, кто вообразит, что их уход с большого паркета означает уменьшение их влияния, что с той техникой, в которой они достигли совершенства, можно не считаться. Хилтоны все еще глубоко привязаны к танцевальному спорту. Они выступают вкачестве тренеров, судей, ведущих семинаров, но главным образом в качестве танцоров. Эта пара продолжает доказывать свою глубокую и всепоглощающую любовь к танцевальному спорту работая в своей "Старлайт Студио" в Стритеме (Starlight Studio, Streatham), где они преподают вместе с другими звездами, такими как Билл и Бобби Ирвин.

Встав в пару в юниорском возрасте, сначала Хилтоны стали чемпионами среди любителей по латиноамериканской программе, но позже стали танцевать только стандарт. К моменту своего ухода, они девять раз были удостоены звания Чемпионов Мира, семь раз поднимались на высшую ступеньку пьедестала Открытого Чемпионата Великобритании, а также имели бесчисленное множество других званий и титулов.

В их методике обучения "опорная нога" рассматривается как "действующая" и они учат, чтобы танцор во время танца следовал за своей собственной тенью. Маркус, мы следуем за твоей тенью, а не за своей! Это их первое большое интервью после ухода. Кроме тонкостей тренерской работы в нем содержится полезная информация о том, что ищут Хилтоны, выходя судить: так читайте же!

"Покинув большой спорт, мы действительно наслаждаемся жизнью, хотя, когда мы смотрим крупные турниры, у нас и вправду "чешутся пятки", - говорит Маркус. - "Я бы не сказал, что нам скучно. Правда, стрессов сейчас несколько поубавилось. Мы проводим очень интенсивное обучение своих пар незадолго до соревнований или непосредственно перед ними, поэтому больше беспокоимся об учениках, чем о себе. Становится все сложнее уделять своим тренировкам столько времени, сколько нам хотелось бы."

Они продолжают выступать с показательными номерами по всему миру - я взяла это интервью по Интернету между их выступлениями в Японии - и они признаются, что для этого им необходимо выглядеть и танцевать также хорошо, как и на соревнованиях. Поэтому, они все еще берут уроки. "Важно, чтобы кто-то вдохновлял вас и говорил, когда вы смотритесь хорошо, а когда плохо", - говорит Маркус. - "Иногда ваши собственные ощущения могут вас подвести. Я думаю каждый конкурсный танцор знает, о чем я говорю."

Недавно, я взглянула на Маркуса и Карен в то время, когда они наблюдали за соревнованием, ожидая обнаружить на их лицах тень сожаления, что они сами не на паркете. В действительности, они совсем не выглядели расстроенными, и было очевидно, что им не скучно. Казалось, они всецело поглощены происходящим. Впоследствии они подтвердили правильность моих ощущений. "Когда мы смотрим крупные турниры, мы чувствуем каждый шаг каждой пары, как будто мы танцуем сами," - говорит Маркус. - "Словно мы с ними на одном паркете. Мне кажется, что каждый, кто когда-либо соревновался, сможет почувствовать часть того напряжения, усталости и удовольствия, которые испытывают пары во время танца. Когда звучит чудесная мелодия - даже качество паркета уходит на второй план."

Есть один момент, который щекочет нервы многих действующих танцоров - это перспектива иметь Хилтонов по другую сторону с блокнотом в руках, в судьях. Как они будут ставить оценки? Что они будут искать в парах? Хватит ли у нас смелости танцевать перед живыми Чемпионами мира?

Недавно мы испытали это на себе. Маркус вышел судить на соревнованиях в Англии, когда мы танцевали по сеньорам. Он стоял в углу Колизея Уотфорд и, вы не поверите, провел весь день, смотря на пары и перешучиваясь со зрителями позади. В его уголке царило самое веселое настроение. Каждый раз, когда мы бросали взгляд в его сторону, он и все за ним смеялись или улыбались. Когда для удобства выполнения фигуры мы почти прошлись по носкам его ботинок, он тоже отпустил шуточку и отскочил от нас со смешком и мгновенной остротой, которая и нас заставила рассмеяться, пока мы "утанцовывали" от него. И он даже не снизил нам баллы!

"Судейство - это то, чем мы время от времени занимались с 1983 года, когда мы впервые вышли как профессионалы",- сказал он. - "Конечно, с нашим уходом, мы судим чаще и нам обоим нравится стоять на паркете с ручкой. Как будто именно это мы тренировали всю свою танцевальную карьеру. Я думаю, что как судьи, мы прежде всего смотрим на силуэт. Очень важен шейп. Но каким бы он ни был, пара должна находиться в балансе и держать стойку, которая бы обеспечивала чистое и эффективное ведение."

"Затем мы смотрим на продвижение по паркету и на ведение в паре. Я думаю, особенно в первых турах, когда судья может уделить каждой паре вего лишь несколько секунд, именно это является решающим."

"От тура к туру, от выступления к выступлению, судья мысленно формирует мнение о паре. Когда соревнования близятся к завершению, мы можем уделить каждой паре больше времени, и поэтому мы обращаем внимание и на другие аспекты. Здесь на первый план выходит работа стопы, тайминг (заполнение музыки), работа ног вместе с продвижением и стойкой, а также, в зависимости от требований соревнований, важную роль играют чувственность и хореография".

Он не очень озабочен увеличившимся количеством "преследования" на паркете, такого вида соперничества, когда некоторые пары пытаются помешать своим ближайшим соперникам, танцуя у них на пути или "наступая на пятки". "Относительно преследования. Во время соревнований у меня с этим не было проблем, так как между парами не было намеренных столкновений. Я думаю, что оказать психологический прессинг на другую пару очень важно, если ты знаешь, что делаешь! Необязательно толкать или врезаться в них, стоит только показать другой паре, публике и судьям насколько серьезны ваши намерения победить. Однако, этой стратегией можно пользоваться, если вы действительно достойная пара. Если же вы заканчиваете свой танец с "кислой миной", как делают некоторые пары, то вы просто тратите время зря, выходя на конкурс."

Как-то, в одном из интервью, которое я взяла у Маркуса и Карен для газеты "Таймс", они сказали мне, что они танцуют "на грани баланса". Они так прекрасно смотрятся перенося свой баланс как можно дальше. Но как же они этого добиваются ? "Когда мы танцуем, нам кажется, что мы движемся, перенося вес со стопы на стопу, а это, в особенности в свинговых танцах означает, что вы переходите из неуравновешенного состояния в состояние баланса. Это очень похоже на процесс ходьбы", - говорит Маркус. - Мы начинаем двигать тело - сначала ноги, потом ступни. Такое действие переносит вес нашего тела вперед, а затем при помощи ступней мы вновь находим баланс."

"Затем, когда мы идем или танцуем, этот процесс продолжается. Я думаю, чем выше ваш уровень танцевания, тем лучше ваша стойка. Это означает, что вы должны активно пользоваться весом вашей головы, хотя со стороны она выглядит застывшей." Звучит неправдоподобно, Маркус, но возможно, это достижимо. Как же добиться этого эффекта? "Мы достигаем этого, прилагая максимум давления в ступне. Для того, чтобы выполнить это в балансе и при идеальной стойке, важно чувствовать как баланс тела каждого из партнеров, так и баланс пары, как единого целого. Это и есть бальные танцы."

По его словам, именно здесь и находится золотая середина. "Во время создания шейпа (раскрытия), крайне важным является достижение совершенной стойки, а это возможно лишь при правильной работе стопы и щиколотки."

"Когда партнер или партнерша движутся назад, важно оставлять определенную часть веса на передней ноге. Корпус дамы должен идти в направлении движущейся ноги, а вес - в переднюю ногу." Именно в этом, как ему кажется, ошибаются большинство парнерш."Стороны корпуса всегда должны сохранять правильность и никогда не должны иметь сломанные линии. Для создания правильного шейпа (раскрытия) нужно при каждом удобном случае использовать колени, они являются шарнирами нижней части корпуса. Для получения желаемого действия и движения необходимо изучить правильную работу опорной ноги (или действующей ноги, как я люблю ее называть) совместно с работой движущейся ноги."

По мнению Маркуса, у партнеров проблема заключается в другом. "У мужчин основные трудности связаны с движением вперед. Мне кажется, что самая большая проблема - это свинг на двух ногах в танцах с продвижением, а также постановка правой руки партнера и точка его баланса в танго."

"Обычно партнер оказывает слишком большое давление на партнершу при движении назад с распределением веса на две ноги. Важно помнить, что необходимо использовать одну ногу в качестве опорной/действующей, а другую в качестве свингующей/движущейся. В танго, если партнер держит свою правую руку слишком низко, почти на талии партнерши, то он может испортить впечатление от линии ее позвоночника. Также будет казаться, что дама заваливается назад. Затем, если партнер, распределяя вес над центром стопы, отклоняется назад, то это придает тяжесть и ногам, и корпусу партнера. Мне нравится, когда баланс в танго смещен вперед, в то время, как вес находится по центру. Иногда я люблю объяснять это как следование за своей собственной тенью, которая находится перед партнером и позади партнерши, и получается что-то вроде "эффекта бутерброда".

Ему кажется, что это вполне достижимо. Но, даже если танцору необходимо работать над техникой, а всем нам кажется, что мы все время недостаточно работаем над ней, все равно можно поднять конкурентноспособность выступления до уровня, при котором техника исполнения будет выигрышной. И Маркус объясняет, как этого достичь: "Для каждого конкурсанта важно, вне зависимости от его возраста и уровня, сосредоточиться как на каждом туре соревнования, так и на соревновании в целом. Анализируя свои выступления на турнирах, мы пришли к выводу, что самые важные туры, на которых вы производите впечатление на судей - это первый тур и полуфинал. Также важно в каждом следующем туре танцевать не хуже, чем в предыдущем, а если есть возможность, то улучшать качество исполнения. При этом необходимо быть уверенными, что вы готовы к турниру как морально, так и физически.

И в заключение, у Маркуса своя собственная точка зрения на вопрос о включении спортивных бальных танцев в программу Олимпийских игр. "Рассматривая танцы с точки зрения спорта и искусства, мне лично кажется, что это артистичный вид спорта. Танцору, исполняющему бальные танцы, необходимы чувство стиля, элегантность и вкус балетного танцора и в то же время выносливость марафонца и навыки прыгуна в высоту, в длину или троеборца. Сочетание этих качеств и создает совершенного танцора-бальника. Придание бальным танцам статуса олимпийского вида спорта было бы замечательной рекламой для любых танцев вообще. В то же время это породит множество проблем с принятым у нас форматом соревнований, а также еще с рядом моментов, потребующих сереьезного пересмотра".

Если говорить о кумирах Маркуса, то можно назвать Питера Эгглтона, и конечно же, Ирвинов. "Лично у меня много кумиров прошлого как среди танцоров-бальников (стандартистов и латинистов), так и среди танцоров других направлений. Приведу несколько имен. Это Алан и Хейзел Флетчер в Латине. Они создали неповторимый имидж и совершенную пару. Также это Донни Бернс и Гейнор Фейрветер, так как они обладают полным комплектом: "танец, энергия, харизма". Ну и безусловно, это Билл и Бобби Ирвин, создавшие образ "Короля и Королевы паркета". Я очень уважаю эту пару за их неустанную пропаганду и помощь танцевальной сцене своим собственным неподрожаемым путем, а также за их крайний профессионализм, поскольку они всегда были потрясающими соперниками. Также это Питер Эгглтон с его творческими идеями в раскрытии еще нераскрытого в танцорах, проделавший кропотливую работу по созданию более объемного и лучшего шейпа во время движения.

"Если говорить о других танцевальных направлениях, то я большой фанат Фреда Астера и Джины Келли с их чудесной, но совершенно различной интерпретацией музыки в движении и балансе. Также в волшебном мире балета два человека произвели на меня неизгладимое впечатление - это Рудольф Нуриев и Михаил Барышников. Оба они прекрасные исполнители с восхитительной презентацией как на сцене, так и вне её".

[Маркус не упоминает об этом, но Барышников однажды сказал о Фреде Астере "Он гений, чистый гений!"]. "И потом, это Марго Фонтейн с её абсолютной красотой и элегантностью, проявляющихся в линиях ее тела, движении и музыкальности".



Семинар Маркуса и Карен Хилтон в Блэкпуле, 2000 год
Семинар Маркуса и Карен Хилтон в Блэкпуле, 2000 год
© Дж. Ли




Маркус и Карен Хилтон на Эльза Уэлс Интернэшнл 1998
Маркус и Карен Хилтон на Эльза Уэлс Интернэшнл 1998
© П. Сосабовски




Маркус и Карен Хилтон на Открытом чемпионате США 1998
Маркус и Карен Хилтон на Открытом чемпионате США 1998
© Арт Кертс




Маркус и Карен Хилтон на Открытом чемпионате США 1998
Маркус и Карен Хилтон на Открытом чемпионате США 1998
© Арт Кертс





По материалам сайта Dancesport UK
Сайт создан в системе uCoz